. Групповая работа в начальной школе - Мои статьи - Каталог статей - $сайт учителя начальных классов Романовой Н.П.$
Nickname Romanovanata registred!
сайт учителя начальных классов Романовой Н.П.
Воскресенье, 19.05.2024, 19:14
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Никнейм Romanovanata зарегистрирован!
Главная » Статьи » Мои статьи

Групповая работа в начальной школе

Краснодарский край

Красноармейский район

п. Октябрьский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

 

 

 

 

 

                                               

Обобщение опыта

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 5

Романовой Натальи Пантелеевны

по теме:

«Групповая деятельность учащихся как способ формирования универсальных учебных действий  ученика начальной школы»

 

 

 

 

 

  

 

 

 

                                                   2014 г.

 

АННОТАЦИЯ

 

Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся. Это исходит из гипотезы Л.С.Выготского о механизме интериоризации высших психических функций «всякая функция  в психическом развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, а затем в психологическом» (собр. соч. т. 3 М., 1983г. с.145)  То есть сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая.

Иначе, учение – это перевод всего, что накоплено в деятельности и общении людей в сознании ученика.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монастырь Сера, 20 минут на такси из центра Лхасы. Обычный буддийский монастырь.  Какие-то строения непонятного предназначения — и вдруг попадаешь на центральную "площадь", то есть внутренний дворик, откуда слышатся крики, споры, смех и хлопки. Глаза разбегаются, ум не находит объяснений происходящему: весь двор заполнен монахами, стоящими и сидящими парами или большими группами и… кричащими друг на друга!

Монахи как будто ругаются. Потом вдруг смеются. Мало того, один из пары сидит, а второй стоит над ним и постоянно орёт на сидящего. Сидящий может даже ничего не отвечать, а  уставиться в пространство, что-то изредка бормоча себе под нос. И постоянные хлопки в ладоши — рука вытянута вперёд, вторая рука делает замах, как в бейсболе, и в конце фразы стоящего монаха раздаётся хлопок. Чем активнее спор, тем сильнее хлопки. И вот так человек сто, все кричат, хлопают, смеются, ссорятся…

Неожиданно всё смолкает, монахи садятся в круг и читают молитву. Затем, весело болтая, расходятся по своим делам.

 Каждый день, споря об учении, о словах Будды, они приходят к новому пониманию существования вещей в этом мире и самого мира. 
   Понять и осознать этот мир можно только через личное понимание. Именно этим монахи и занимаются каждый день.

          Логика — основа дебатов, своего рода правила игры. Сначала дебаты могут быть очень простыми, например, один монах спрашивает другого: "Трава зелёная?" И тот должен отвечать по всем правилам. И так постепенно дискуссия переходит  к более сложным темам.


       I.    Эта информация натолкнула меня на мысль: а что, если принципы такого обучения использовать в своей работе?

Проведение занятий кружка «Умники и умницы» по курсу  развития познавательных способностей Холодовой О. предполагает собой определённую структуру, предложенную автором. В начале почти каждого урока есть разминка,  позволяющая детям настроиться на работу, заставляющая начать мыслить. Я решила проводить её в несколько другом формате.

В 1 классе я предлагала детям вопросы из рабочей тетради, т.к. не все ученики  могли читать, понимая вопросы. Например:

какие камни в море?

прошло три дня после воскресенья, какой наступил день?

как называется африканская лошадь?

сколько хвостов у двух ослов? и т.д.

           Далее я предлагала ученикам в парах задавать друг другу вопросы из рабочей тетради. Следующим этапом работы, во 2 классе,  было задание ученикам составить  с моей помощью и под моим контролем (на начальном этапе) коллекцию  подобных вопросов, и выходить с ними на своих оппонентов. Оговорено было, что на одну сессию  не больше 5 вопросов. Самый интересный вопрос по соглашению партнёров задавался всему классу.

 

II.    «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

 «Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Г.А. Цукерман

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении (познавательные УУД), но и в воспитании учащихся (личностные УУД). Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны (коммуникативные УУД).

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

В современной педагогической литературе нет единого мнения о категории групповой работы. Её рассматривают как форму, метод, технологию обучения.

На наш взгляд , групповая работа – педагогическая технология. Это означает, что она имеет определенную цель, есть принципы измерения. И самое, пожалуй, главное – определенное требование к содержанию. Таким образом, групповая работа – целостная система, со своей целью, содержанием, методами и формой организации обучения, процедуры контроля и оценки, направленность на развитие личности обучающегося.

Вопрос использования или адекватности групповой работы очень важен для её эффективности.

Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся. Это исходит из гипотезы Л.С.Выготского о механизме интериоризации высших психических функций «всякая функция  в психическом развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, а затем в психологическом» (собр. соч. т. 3 М., 1983г. с.145)  То есть сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая.. Иначе, учение – это перевод всего, что накоплено в деятельности и общении людей в сознании ученика.

«...Форма коллективной жизни вызывает возникновение индивидуальной реакции» (собр. соч. т. 3 М., 1983г. с.146) Таким образом, коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции – превращение форм социального взаимодействия между детьми в содержание сознания и деятельности отдельного ребенка. (...но это не означает, что это единствен- ный источник психического развития ребенка)

Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших  школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Вывод 1: Групповая работа реализует гуманно - личностный подход к ребенку, приоритет формирования субъектно – субъектных отношений.

Почему же групповая работа?

Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Разработчики групповой работы считают, что технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.

На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий.

 Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного  взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:

 -  ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;

-  требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты  работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;

-  использование игр, развивающих умение слушать другого;

-  составление коллективных рассказов на заданную учителем тему.

 II.  Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Я её успешно использую  уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

Пример: занятие в кружке «Умники и умницы» внеурочной деятельности по программе РПС Холодовой. 1 класс

Перенеси буквы в кружочки внизу, и ты узнаешь, кто спрятался на дереве.

 

Приём «Напарник»

Один ученик руководит работой второго.

1. Выбрать букву (М)

2. Указать маршрут (вниз, вправо, вниз, вправо, вниз, влево, вниз, вправо, вниз)

3. Смена обязанностей.

Формирование следующих УУД:

  • регулятивных УУД: саморегуляция
  • коммуникативных универсальных учебных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • познавательные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия:

  •   рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

IV. При изучении на уроках кубановедения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”.

 Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

Пример работы в группах по 4-6 человек: урок кубановедения  в 3 классе по теме «Природные явления и стихийные бедствия».

 Материал статьи учебника разделён на смысловые части. Каждая группа готовит сообщение по своей части темы. «Спикер» (лидер) группы  получает инструкцию в виде карточки-помогайки (в УМК «Начальная школа  XXI века» в математике есть такой дидактический приём).

V.  Выделение ключевых слов, составление и запись синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Ветер

2. быстрый, стремительный

3. веет, дует, сносит

4. его не закроешь на замок

5. стихия

 

1. Наводнение

2. внезапное, весеннее

3. заливает, сносит, топит

4. сметает всё на своём пути

5. потоп

Прошу составить синквейн на тему «землетрясение», «засуха», «смерч»

УУД: коммуникативные,

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

VI. Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком»,  «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

1. Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

2. Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

3. Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

4. Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

5. Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

6. Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.

- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Такая форма проведения урока относится к коллективной форме обучения.

7. Щадящий опрос. (ПО методике А. Гина)

1. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам.

2. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик даёт ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы.

3. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, прослушав ответ учителя,  выставляют «+» или «--«.

4. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа  учителя выставляют ученикам второй группы  отметку, таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит  на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам.

5. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключение хотелось бы еще обратить внимание на особенности групповой работы. В развивающем образовании групповая работа подчинена цели - нахождение способа решения.  В традиционной системе  ее используют для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей.

Таким образом, развивающая групповая работа  учит ставить цель   (целеполагание), находит соответствующие учебные действия. Традиционная групповая форма – лучше держит внимание ребенка, больше включенность участников в обсуждении, чем ответ у доски одного ученика. И тогда, главное отличие: в развивающем обучении – это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа); в традиционном обучении – упрощенный, но все же анализ проделанной работы.

Таким образом, предложенное  описание  технологии обучения младших школьников в совместной деятельности определило задачи, на достижение которых она направлена; выделены этапы и предложены некоторые методики контроля и оценки деятельности групповой работы, организационные условия обучения.

Литература и источники:

 

1. Выготский Л.С. Собрание  сочинений;  т. 3 М., 1983г. с.145 

2. Цукерман Г.А., Введение в школьную жизнь. М.: Новая жизнь, 1994г.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск.: Пеленг, 1993 г.

4. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.// Начальная школа.- 1999, № 10.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: romnat (15.10.2014)
Просмотров: 4404 | Теги: статья, начальная школа, групповая работа, приёмы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz